Школьный парламент продолжают знакомить канашцев с памятными местами

В рамках проекта #НАША_ПОБЕДА члены городского детского Школьного парламента продолжают знакомить канашцев с памятными местами, связанными с Великой Отечественной войной. Лада Матвеева: "Вклад железнодорожников в победу над нацистской Германией". В 1941–1945 гг. пространство военных перевозок заняло одну шестую часть суши. Важно отметить, что железнодорожники оказались профессионально готовыми к испытанию: до войны была проведена техническая модернизация транспорта, в частности внедрены мощные паровозы ФД – «Феликс Дзержинский», новые автосцепки и автоблокировки большегрузных вагонов и многое другое. Подвижной состав, благодаря отработанной технологии перевозок и профессиональным навыкам труда, мог осуществлять необходимые во время войны сверхперперевозки.

Разная ширина колеи в СССР и Европе не позволила немцам оперативно продвигать воинские грузы вслед за наступающими армиями в 1941 г. За все время они так и не научились ни работать на наших паровозах, ни в полной мере обеспечить надежную эксплуатацию своих паровозов в российских условиях, особенно зимой.

С начала войны железнодорожникам необходимо было обеспечить огромные встречные потоки перевозок: эвакуируемых людей и промышленные предприятия – в тыл; живую силу и технику – к фронту. С первых дней войны в результате вражеских бомбардировок советские железные дороги были серьезно разрушены. Но и в этих в тяжелейших условиях отношение работников к железнодорожной технике оставалось очень бережным: даже разрушенные и затопленные паровозы в массе своей были затем восстановлены.

Работники Канашского железнодорожного узла делали все, чтобы без задержки пропускать воинские эшелоны и составы с эвакуированными людьми, хозяйственными грузами. Для увеличения пропускной способности поездов были построены разъезды, проложены новые пути.

Летом и осенью 1941 г. особенно напряженно работали железнодорожники, перевозя в небывало короткие сроки на тысячи километров с запада на восток крупные заводы и фабрики, а также миллионы людей. О трудовых подвигах канашских железнодорожников сообщалось в сводке Сов информбюро 19 июля 1941 г.: "Советские железнодорожники самоотверженно организуют быстрое продвижение транспортов для Красной Армии. В паровозное депо Канаш вечером поступил для ремонта локомотив. Проработавшие целый день слесари ,не желая откладывать срочный ремонт, остались на ночную смену и выпустили паровоз из депо. Утром самоотверженные патриоты отказались пойти на отдых и отремонтировали досрочно еще один паровоз". Было немало и других примеров самоотверженного труда железнодорожников.

Так, котельщик депо Голубев 11 ноября 1941 г. на проходящем паровозе за несколько минут, без охлаждения паровоза, сменил контрольную пробку, тогда как в мирное время на эту операцию требовалось 7-8 часов. Канашский узел дороги пропускал в сутки в 2-3 раза больше поездов, чем в довоенное время. В итоге коллектив станции Канаш план погрузочно-разгрузочных работ 1941 г. выполнил на 241 проц.

С 15 мая 1942 г. железные дороги страны стали работать по военному графику движения товарных поездов, что позволило организовать четкую и бесперебойную перевозку военных грузов на фронт. Среди железнодорожников широко развернулось соревнование за экономию топлива. Только за январь-февраль 1942 г. по Канашскому депо его было сэкономлено 397 тонн.